Бригады СМП смогут работать без письменного согласия пациента
06.10.2020
849
0
Это позволит не терять драгоценное время при оказании экстренной медпомощи на бюрократические процедуры. Законопроект об отмене информированного добровольного согласия (ИДС) пациента прошёл первое чтение в Государственной Думе Российской Федерации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона от 21.11 2011 N°323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разработан для устранения правовой неопределенности, возникающей при получении информированного добровольного согласия (ИДС) пациента на медицинское вмешательство в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации.
- Согласно статье 20 Федерального закона N°323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ N°323), необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача ИДС гражданином или его законным представителем на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
- Как определено в статье 2 ФЗ N°323, медицинское вмешательство — это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и/или медицинских манипуляций. Таким образом, любое действие медицинского работника, оказывающего «скорую медицинскую помощь» по отношению к пациенту, можно считать медицинским вмешательством, например, опрос, осмотр, манипуляция, инъекция, а значит, на любое такое действие необходимо получение ИДС.
- В соответствии с п. 9 ст. 20 ФЗ N°323, допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя для устранения угрозы жизни человека, и если его состояние не позволяет выразить свою волю. Однако проблема в том, что законодательством четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет. Не описаны заболевания, патологические состояния, признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни. Не обозначен механизм определения угрозы. Кроме того, состояние больного может не быть угрозой для жизни в конкретную минуту, но неоказание помощи приведет в последующем к угрожающему жизни состоянию. Например, при задержке с оказанием неотложной медицинской помощи при гипертоническом кризе (угроза здоровью) возможно осложнение геморрагическим инсультом (угроза жизни) в течение нескольких минут.
- В условиях оказания «скорой медицинской помощи» определить способность пациента понимать и осознавать значение своих действий (согласие либо отказ от медицинского вмешательства) бывает крайне затруднительно ввиду ряда особенностей оказания скорой медицинской помощи:
1. работа с гражданами, находящимися в состоянии психологического стресса, когда человек не способен адекватно оценивать тяжесть своего состояния и угрозу жизни, либо состояние пациента исключает возможность общения с ним и, соответственно, исключает возможность получения какой-либо информации (перелом челюсти, перелом кисти и т.п.);
2. отсутствие на месте оказания медицинской помощи законного представителя несовершеннолетнего пациента;
3. массовые дорожно-транспортные происшествия до момента объявления ЧС;
4. ограниченное время контакта с пациентом в условиях оказания скорой медицинской помощи.
- В случае принятия законопроекта у медицинского работника скорой медицинской помощи появляется возможность оказать помощь незамедлительно и своевременно. Законопроект устраняет сложившиеся к настоящему времени противоречия между нормативно-правовыми актами в этой сфере, в частности, со статьей 124 Уголовного кодекса РФ о неоказании помощи больному.
При этом отказ гражданина от медицинского вмешательства должен быть оформлен в соответствии с п. 8 ст. 20 ФЗ N°323.
- П. 1 ч. 10 ст. 20 ФЗ N°323 предусматривает, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю, принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации). В условиях оказания медицинской помощи вне медицинской организации собрать консилиум невозможно. Кроме того, законом не определено, кто из медицинских работников, прибывших на место вызова в составе бригады скорой медицинской помощи и равнозначных по полномочиям, должен принимать решение о медицинском вмешательстве.
Законопроект предлагает устранить данный пробел и включить в перечень лиц, принимающих решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю, медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенного старшим, при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации.
- Принятие законопроекта ускорит получение гражданами своевременной и качественной медицинской помощи и позволит обеспечить правовую защищённость медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи.